(† ок. 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского. А. и Еввул происходили из мест. Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, святых схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа А. и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились А. и припали к его стопам, он был усечен мечом. Та же участь постигла и Еввула.
Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 3 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3-4).
Память А. и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв., Mateos. Typicon. Т. 1. P. 224-225), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32). Служба им неизвестна. В греч. афинской печатной Минее под 3 февр. по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих (Θεβρουάριος. Σ. 44).
На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (А. обезглавлен, Еввул - перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 368). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает А. молодым человеком с округлой бородой, а Еввула юношей «с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. Февраль. 3).